www.tvto.ru

Заказчики тендеров, предприниматели и общественные аткивісти обсудили проблемы организации и проведения торгов
Ситуация в государственных закупках несколько улучшается, но немало средств налогоплательщиков тратятся неэффективно. Потери измеряются десятками миллионов гривен. И речь идет не только о злоупотреблениях или коррупции.
Об этом шла речь сегодня, 30 августа, во время заседания круглого стола по вопросам эффективности использования бюджетных средств, информирует общественная инициатива «За честный тендер».
Факты злоупотреблений тоже есть, но, по мнению общественных активистов инициативы «За честный тендер», крайне не хватает настоящей конкуренции, мешает низкий уровень знания тендерного законодательства, не хватает доверия и эффективной коммуникации между заказчиками и потенциальными поставщиками.
– Сотни миллионов гривен тратятся на государственных закупках (тендерах), – рассказывает руководитель проекта «За честный тендер на Ровенщине и Волыни» Святослав Клічук. – Граждане часто жалуются на огромную коррупцию и злоупотребления в этой сфере. Причин для этого много: тендеры прописаны под конкретные фирмы, сговор между участниками, а также между заказчиками и бизнесом. Но часто средства неэффективно расходуются по другим причинам, в частности из-за отсутствия настоящей честной конкуренции, над этим нужно думать и работать совместно общественности, власти и бизнеса. Устранение этих причин позволит сэкономить миллионы и иметь лучшие товары, качественнее построены социальные объекты, лучшие услуги – все, что покупается за государственные, а точнее средства налогоплательщиков через тендерные процедуры.
Типичные нарушения, выявленные в ходе реализации проекта «ЗА честный тендер на Ровенщине и Волыни»:
1. Несоблюдение требований закона по процедур проведения закупок, например неопубликование соответствующих документов, требование лишних документов.
2. Фиктивная конкуренция, то есть когда одна фирма реально участвует в торгах, а другая ей подыгрывает.
3. Отвержение самых дешевых предложений через несущественные формальные основания.
4. Искусственные ограничения участия в торгах, что может означать написания условий под конкретную фирму.
5. Избегание тендерных процедур.

Во время реализации проекта активистам пришлось столкнуться с такими проблемами:
- Низкий интерес общественности и СМИ к расходованию бюджетных средств.
- «Пассивная» реакция контролирующих органов на обращения общественных активистов и депутатов.
- Нежелание бизнеса работать с бюджетными средствами, что вызвано сложившейся системой «закупок для своих», отсутствием гарантий со стороны бюджетных учреждений о своевременную оплату и тому подобное.
- Введение в процесс закупок юридического консультанта фирмы, в действиях которого усматриваются признаки коррупции и выявлены факты нарушения закона.
- Часто незнание законодательства как тендерными комитетами, так и представителями бизнеса.

Предложения:
- Создание условий для максимальной конкуренции на рынке государственных закупок, проведение семинаров, круглых столов, совещаний с потенциальными поставщиками, обучение представителей бизнеса за бюджетные средства;
- Лучшая подготовка тендерных комитетов заказчиков;
- Рассмотреть возможность введения в штаты одного из управлений ОГА, РГА, исполкомов местных советов работника, который профессионально будет заниматься проведением тендеров для различных подразделений или же делегирование таких полномочий имеющимся специалистам;
- Депутатам, журналистам и общественным активистам – более активная реакция на факты неэффективного расходования публичных средств через тендеры;
- Привлечение к проведению тендеров профессиональных закупщиков. Вместе с тем, стоит учитывать, что не все такие фирмы являются добросовестными.
- Более активное участие общественности и СМИ в процессе мониторинга государственных закупок.
Среди предложений прозвучали от заказчиков, то есть распорядителей бюджетных средств, наиболее часто встречаются следующие:
- Предусматривать в бюджете отдельные средства на материальное поощрение членов тендерных комитетов, ведь на них лежит немалая ответственность и дополнительные обязанности, которые никаким образом не оплачиваются;
- Создать «черные списки» недобросовестных исполнителей, чтобы они не могли какое-то время принимать участие в закупках;
- Продумать механизм, который бы помог покупать более качественные товары, а не только самые дешевые;
- И одна дискуссионная норма – дать преимущества местным поставщикам и производителям.
Деятельность проводится в рамках проекта «За честный тендер на Ровенщине и Волыни», реализуемой Ровенским агентством журналистских расследований, при поддержке Программной инициативы «Демократическая практика» Международного фонда «Возрождение». Целью проекта является содействие и контроль над прозрачностью организации и проведения тендеров на Ровенщине и Волыни для более эффективного использования средств общины.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Случайное фото

Интересное

В системе образования в Украине нет четкого обоснования государственного заказа, что приводит к дефициту бюджетных мест на гуманитарных специальностях и недобора на такие места на технических.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом на совещании с ректорами вузов заявила министр образования и науки Лилия Гриневич.

...
Приснился сон? Толкователь сонник онлайн Юноны - узнай что сон тебе готовит.

Опрос

Новости какой тематики вас интересуют?
Политика
100%
Экономика и общество
0%
Происшествия и криминал
0%
Культура
0%
Спорт
0%
Другое
0%
Всего голосов: 1